16 января 2015 г. ДЕЯТЕЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ: УСЛЫШАЛ, ПОНЯЛ, СДЕЛАЛ

ДЕЯТЕЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ: УСЛЫШАЛ, ПОНЯЛ, СДЕЛАЛ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мои дорогие братья и сестры, мы собрались здесь для исповеди, для покаяния, но наше покаяние не в словах, наше покаяние деятельное. Я скажу о самых простых вещах.

Ты говоришь: «Я не могу исправиться!» А я говорю: можешь исправиться, если захочешь. Вот в чем деятельное покаяние: услышал, понял, сделал. Допустим, когда я читаю молитву перед исповедью, вы называете свои имена, причем в родительном падеже. Я слышу некоторых, но бòльшая часть людей молчит. Я просил громко называть ваши имена, потому что дело покаяния – это наше общее, соборное дело. Нас здесь немного, чужих нет, мы все друг друга знаем – кого стесняться или бояться? Твое имя – твоя икона. Вот преподобный Силуан. Он прожил свою жизнь, и нам известно его имя. А ты кто? Пробурчал что-то под нос из ложной скромности… Деятельное покаяние в том, чтобы услышать, понять, сделать. Разве сложно назвать свое имя? Кому-то, оказывается, это трудно.

Мои дорогие, я хочу, чтобы вы поняли: все, что теперь у нас есть – это все наше. Вот дети кричат, бегают, балуются. Если это чужие дети, то это и неудобно, и неприятно, они нам мешают…. А если это наши дети? Своя ноша, как известно, не тянет, а чужую хочется сбросить. Свою же ношу несешь и радуешься, и Бога благодаришь, потому что именно через эту ношу Господь тебя самого сподвигает к покаянию и учит покаянию.

Я все время говорю: нужно иметь сознание церковного человека, оно в том, что человек входит в полный церковный Богослужебный круг, в этом его дисциплина и самодисциплина. Он это делает не потому, что хочет, не потому, что ему это приятно или он чувствует пользу – это все неважно. Если ты человек Церкви, то ты обязан быть там, когда совершается Богослужение. А если ты не человек Церкви, то можешь ходить, где хочешь, и для этого найдутся причина и повод, если только захотим их найти.

Скажу больше: если у тебя нет сознательной установки на покаяние, на борьбу с собой, то ты постоянно будешь не успевать со своими делами, и появится ощущение, что дела тебя просто за горло берут, и не вырваться. Потом как из рога изобилия посыплются болезни, и человек недоумевает: что мне делать, и я болею, и дети болеют…

Послушайте, деятельное покаяние – это когда, пропустив Богослужение, ты в этом каешься. У тебя не получилось по той или иной уважительной причине, и ты каешься, что ты не был в Церкви, что ты не молился со своими братьями и сестрами, что не участвовал в Евхаристии.

Понимаете, Бог служит нам. Он выходит нам навстречу, чтобы послужить. От нас – согласие на Его служение нам. Это первый, обязательный пункт: свободное согласие на то, что Бог служит нам. Когда мы приходим в храм, притаскиваем себя в храм, ставим себя в храме, то мы даем Богу право вмешаться в нашу жизнь, и он на полных правах в нее входит и начинает ею управлять.

Мы часто не можем понять: почему время идет, а ничего не меняется ни у нас, ни у наших близких? Это потому, что мы Богу не даем права менять нас, оставляем это право за собой. Я сам вправе решать, нужно или не нужно мне идти на Богослужение. Но это нецерковное сознание.

Проведем такую грубую аналогию: вот я, настоятель, не хочу идти служить, и не пойду, а вы там сами молитесь как хотите. Ненормально? Вы мне ответите: «Батюшка, но вас сюда на это поставили». А чем я от вас отличаюсь? Тем, что на мне облачение, и бороду я отпустил, но я такой же человек, и у меня те же немощи, болезни, слабости, грехи и страсти. Но сказать «не хочу» я не могу, независимо от того, как расположен и как себя чувствую. Если можешь еще на ногах держаться – иди и служи, если и ноги не держат – тогда уж лежи.

А вот и второй пункт, такая глубокая вещь: не в том дело, чтобы мы завтра все исправились, изменились и стояли здесь как штык в субботу и воскресенье. Главное – понять, насколько важен и спасителен полный церковный Богослужебный круг. В этот круг нам надо войти умом, сердцем, волей и всей жизнью. Тогда и Бог войдет в нашу жизнь, и мы войдем в жизнь Бога. Тогда и христианство наше станет настоящим, неиллюзорным.

Вот посмотрите на старообрядцев. У них были свои ошибки, но они удержали свой Устав, удержали церковный Богослужебный круг! И держали его семьями, не то что мы, у которых утреннее правило, вечернее правило, в остальном свободен. А они молились всей семьей, по Часослову. И в храме стояли все вместе, мужчины справа, женщины слева, еще и в одежде специальной: на мужчинах кафтаны, на женщинах сарафаны. Для нас это похоже на маскарад, но здесь есть свой смысл, потому что человек понимает, зачем он пришел в храм. Я прихожу и надеваю облачение: епитрахиль и поручи, как ярмо Христово и узы Христовы. Значит, в одежде есть смысл: когда мы в храме, у каждого из нас определенное место, место служения.

Человек должен стоять как свечка на подсвечнике; он зажегся, и огонь горит, и его никуда не спрятать. Некоторые так стесняются, что боятся назвать свое имя, или открыть полностью имя, отчество и фамилию. А чего бояться? И ангелы, и демоны знают твою фамилию, раз уж ты пришел и встал здесь. Если ты свеча, встань на подсвечник и стой. Если коптишь – кайся, если светишь ярко – благодари Бога. Покаяние деятельное, а не эфемерное, когда услышал, понял и сделал. Если не сделал, то кайся, что не сделал – нет сил, нет разумения, или не понял. Тогда кайся и проси, чтобы Господь тебя просветил и укрепил твою волю и душу.

Мы все немощные, и вопрос не в том, чтобы начать все делать правильно; мы все равно будем ошибаться, но если мы начнем каяться деятельно, наше сердце будет сокрушаться, а сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и это самое ценное. Иначе наше сердце гордое, тщеславное, самодовольное, самодостаточное; у нас ощущение, что всё мы делаем хорошо, и ждем за это награды.

Мои дорогие, сознание христианина, церковного человека – сознание своей недостаточности. Такое сознание – норма, и это не комплекс вины, не ущербность и не грызение себя, что есть грех. Сознание своей недостаточности открывает перспективу роста, а иначе получается, что ты и так хорош, доволен собой, и зачем тебе Христос распятый, на позор прибитый гвоздями? Получается, незачем.

Мои дорогие, давайте размышлять вместе. Я так горячо говорю, чтобы пробудить вашу мысль и вашу совесть, чтобы мы вместе каялись и приносили плоды покаяния – добрую, исправленную христианскую церковную жизнь. Аминь.

Игумен Владимир (Перевертайло)

16 января 2015 г.

 

просмотров (136)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *