15.09.2013 «Воплощённое домостроительство нашего спасения»

Воплощённое домостроительство нашего спасения

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие мои братья и сёстры, Церковь по учению Святых Отцов есть воплощённое домостроительство нашего спасения. Говорить о воплощении для нас актуально, потому что наша жизнь стремительно развоплощается. Из нашей жизни уходят лица и вещи, остаются лишь восприятия и ощущения. Возьмём, к примеру, интернет. Картина в интернете это не что иное, как наше восприятие и ощущение. На самом деле там цифры и знаки, а картины там нет. Точно также уходят из нашей жизни книги, скоро исчезнут деньги, общение уходит из нашей жизни, оно становится суррогатным и второсортным. Общение в социальных сетях — общение второго сорта, второй какой-то реальности. Это не то общение, которое возможно с живым человеком, согласитесь со мной. К сожалению, этого не остановить, это тенденция, которая ведёт к концу мира. Один умный человек сказал: «Конец света наступит тогда, когда исчезнет грань между виртуальной реальностью и реальной реальностью». Когда исчезнет грань между действительностью и виртуальным миром, тогда наступит конец этого мира. Тем более актуально нам говорить о воплощенном домостроительстве нашего спасения, потому что Бог, во втором лице Сын Божий, стал Сыном Человеческим, воплотился, вочеловечился, стал таким как мы. Он стал Одним из нас, жил среди нас,, страдал за нас, умер на Кресте, воскрес, вознёсся в славе, обещал паки прийти, чтобы судить живых и мёртвых. Христос оставил нам свою Церковь — Тело Своё, одушевлённое Духом Святым и Он в этой Церкви пребывает с нами, как сказал до скончания века. Он пребывает Плотью Своей, Кровью Своей, Духом Своим с нами и это реальнее всех реальностей.

Выдающиеся богослов 20 века Владимир Николаевич Лосский вслед за святыми отцами ранних веков говорит о том, что Отец домостроительствует двумя руками. У Отца две руки: одна рука — Сын, другая — Дух. Есть домостроительство Сына и есть домостроительство Духа Святого. В чём заключается это домостроительство? В том, что Христос Господь Спаситель наш стал человеком и дал нам обновлённую природу, восстановленную, очищенную, преображённую, а Дух Святой входит в общение с нашими личностями. Дух Святой даёт нашим личностям возможность овладеть природой и совершиться во Христе. Сын Божий умаляет Себя — совершает кеносис и Дух Святой умаляет себя, тоже совершает кеносис, и даёт место нам стать подлинно христианами, стать во Христе. Эти сложные слова, которые вы сейчас услышали, очень осязательные для нас. Они очень важны и существенны для нас.

В сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали, как некий юноша, который был очень хороший, добрый, чистый юноша, и соблюдал все заповеди, спросил Иисуса: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: Какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф. 19:16-21). Совершенный это тот, кто достигает цели. Совершенство бывает только в Боге и совершенен тот, кто ставит перед собой цель достичь богоподобия. Кто достигает этой цели, тот и совершенный человек. В Евангелии сказано, что «услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было  большое имение» (Мф.19:22), и он «прикипел» к этому имению. Юноша не понимал той простой вещи, что Господь не оставит  его, Господь даст  всё необходимое для жизни. Но юноша уповал не на Бога, он уповал на своё богатство, на имение, которое он стяжал и ему было жалко с ним расстаться. Между Богом и человеком ставится богатство, которое человек собрал. Это не обязательно материальное богатство, это может быть душевное или духовное богатство. Всё, что мы стяжаем в результате нашего труда, нашего усердия ставится между нами и Богом как преграда. В таком случае мы не можем быть совершенными, стать как Бог, уподобиться Богу иметь жизнь одну с Ним неразделённую не можем.

Но ведь нам указан путь, по которому мы должны идти. Это путь выполнения евангельских заповедей. Мы слышали с вами в Евангелии от Луки сокращённые Евангельские заповеди, в которых указывается, что нам делать.
Что же самое осязательное из всего сказанного мной? Исполнить действительно евангельские заповеди можно только тогда, когда у тебя есть реальная действительная церковь. Когда ты сам пребываешь в Церкви, и рядом с тобой окружающие тебя люди составляют действительную настоящую церковь, тогда возможно восходить от ступеньки к ступеньке, от силы в силу. Восходить к совершенству. Тогда возможно и носить тяготы друг друга, и плод духовный стяжать, который есть мир и радость, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание, и в кротости своей можно наставлять немощных. Тогда у тебя есть реальный ближний, настоящий ближний, не представление и ощущение, восприятие ближнего, а он действительно есть, он бытийно есть и присутствует здесь. Нельзя любить на расстоянии: я лежу на диване, я люблю весь мир. Нельзя так. Ты встань со своего дивана, прийти к тем, кто действительно нуждается в твоей помощи, и помоги ему. Понести его тяготу и муку, его скорби, страсти, грех, как Христос. Господь понёс все наши грехи на Голгофу, пригвоздил к Кресту все наши грехи, все наши немощи, все наши болезни. И ты так сделай.

Если этого не делать, то можно дойти до того, что мы в интернете составим некую православную церковь. Будем общаться, молиться и любить на расстоянии, и будет у нас всё хорошо. Человек может так исхитриться и  придумать что-нибудь, например, чтобы причащаться через интернет. Несмотря на то, что это совсем сумасшедшая мысль, ветхий, лукавый человек может пойти и на такой поступок, только бы вытолкнуть за пределы реальности Бога и ближнего своего, как реальное лицо.

Это очень страшная картина, когда человек остаётся наедине с самим собой, со своим восприятием и  со своими ощущениями. Получается так, если я хочу иметь эти ощущения, то я буду иметь. А если  не хочу иметь, то не буду иметь. Из этого следует, что человек не хочет Бога, не хочет и ближнего, как реально присутствующих здесь лиц. Потому что они ограничивают его свободу, они теснят и мучают его. Но не понимает человек, что Бог не мучает его и  ближний тоже не мучает. Человек сам себя мучает, потому что находится глубоко в падении. И он не понимает, что Христос пришёл спасти его. Это реальное спасение и его нельзя ничем подменить и заменить. Это не вымышленное спасение, а реальное спасение от муки ада, от власти греха, от власти диавола, спасение от смерти в конечном счёте.

Поэтому мои дорогие братья и сёстры, не будем покупаться на различные дешёвые новшества, а будем стараться врастать в Церковь Христову, которая есть Тело Христово, вживляться в это Тело. Будем становиться живой клеточкой, дышащей Духом Святым, живущей полнотой Духа Святаго, а значит полнотой Святой Троицы. Как бы трудно нам не было в нашей земной жизни, будем знать, что Господь близко, Он рядом, Он здесь, Он среди нас. Господь домостроительствует наше спасение, Он созидает Дом нашего спасения. И Церковь Его стоит до скончания века, и врата ада не одолеют Её. Аминь.

Игумен Владимир (Перевертайло)
15 сентября 2013

просмотров (161)