1 февраля 2015 г. МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ

МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мои дорогие братья и сестры, мы слышали в Евангелии от Луки притчу о мытаре и фарисее. Начинается период, когда на каждом Богослужении святая Церковь готовит нас к поприщу Великого поста. В самом начале этой подготовки мы слышим о самом главном, с чего начинается наш подвиг.

Два человека вошли в церковь помолиться: один фарисей, другой мытарь. Нам даже трудно представить себе, кто такой фарисей в тогдашнем обществе. Сейчас мы презрительно смотрим на фарисея, ругаем его, гнушаемся им. Но тогда фарисей был заслуженно уважаемый человек. Фарисей – это хороший человек, во всех отношениях. Он молится, и разве он говорит неправду? Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь [Лк. 18:11]. Какую же неправду говорит здесь этот фарисей? Он действительно не такой как прочие человецы. Он гораздо, во много раз лучше их!

А мытарь? Человек, заслуженно презренный в тогдашнем обществе, потому что он кровопийца, вор, хищник. Он наживался на бедствиях и страданиях собственного народа. Этот действительно плохой человек бьет себя в грудь, не смея поднять глаза на небо, и повторяет «Боже, милостив буди мне, грешнику» [Лк. 18:13]. И сказано в конце притчи, что «сей (то есть, мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот»[Лк. 18:14].

В чем же здесь дело? Без благодати Божией это очень трудно, практически невозможно понять умом, не то что сердцем. Без благодатного прикосновения к сердцу человеческому притчу эту понять невозможно. Эта притча о незаслуженной милости. Эта притча о неизреченной Божественной любви. Эта притча о том, что проблема не в Боге, а в человеке. Конкретнее, проблема в сердце человеческом. Чадо, даждь мне сердце твое [Притч. 23:26]. Он не говорит: «Чадо, даждь мне твое имение» или «Чадо, даждь мне твои добрые дела», ни «Чадо, даждь мне твое уважение в обществе», нет! Сын мой! отдай сердце твое мне. Когда сердце просит, когда сердце плачет, когда сердце сокрушается – такое сердце Бог не уничижит. Не возгнушается Господь таким сердцем. Он не смотрит на дела, а смотрит на сердце человека, которое плачет.

Вот с чего начинается подвиг покаяния. Не с высокомудрствования, а смиренномудрия, чтобы думать о себе поскромнее, поменьше, попроще, потише. Когда мы себя грызем, это то же самое превозношение, но вывернутое наоборот. Здесь нет простоты, нет подлинности. Не говорю уже, что нет смирения. Нужно найти в себе такую точку отсчета, чтобы прямо, просто, честно, искренне, подлинно, серьезно стать на место кающегося грешника, и сделать это без ломания, без выгибания и прогибания в ту или иную сторону. Это будет, когда ты будешь плакать. Сначала ты будешь плакать зло, так плачь хотя бы зло, может, и размягчится твое злое сердце. Сначала ты будешь только усиливать себя и больше ничего. Просто усилием воли ты будешь бить лбом об пол и говорить: «Милостив буди мне, грешнику. Я чурбан бесчувственный». Долгие годы ты будешь так биться лбом об пол ничего не чувствуя, сердце у тебя не будет плакать. Но все равно делай это, потому что ты грешник, и грешник кающийся. К такому кающемуся грешнику и пришел Спаситель. Он не уничижит твоего плачущего, сокрушенного, смиренного сердца.

Но если ты будешь воздыматься в своем сердце, гордиться, злобствовать, ненавиствовать, ожесточаться – как приблизится к тебе Господь? Он хочет приблизиться к тебе, но не может, потому что ты очень жесток, ты немилосерд, ты не плачешь, ты не просишь. У тебя все хорошо и в семье, и на работе, и в стране, и в Церкви. Как же придет к тебе Спаситель, Который пришел к плачущим, алчущим, жаждущим, нищим, убогим, потерянным, погибшим? Если внутри ты не ощущаешь своей погибели, то как придет к тебе Господь и даст незаслуженную милость, благодать?

Мои дорогие, умом и сердцем проникнем в святые слова притчи о мытаре и фарисее, и поставим себя на место кающихся грешников. Вся беда в том, что у нас и праведности фарисейской нет, и дел никаких нет. А Церковь нас учит подражать праведности фарисея и смирению мытаря. Это два образа, на которые нам нужно смотреть и учиться покаянию и деланию добрых дел, но никак не возноситься ими, не тщеславиться, не осуждать и не уничижать других людей.

Мои дорогие, да поможет нам Господь благодатию Своею, молитвами Пречистой Матери Своей достойно подготовиться к Великому посту и пройти святой пост достойно, и встретить Пасху святую в радости и веселии, духовном ликовании нескончаемом, потому что в нем жизнь вечная. Аминь.

 

Игумен Владимир (Перевертайло)

1 февраля 2015 г.

 

просмотров (61)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *